RSS

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС

Доклад об антимонопольном комплаенсе

Управы района Капотня города Москвы

за 2019 год

I. Общие положения.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Национальный план), высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо до 01.03.2019 принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Правительством Москвы от 24.12.2018 № 77-1110 Правительство Москвы обеспечивает создание системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в органах исполнительной власти города Москвы, Федеральная антимонопольная служба – оказывает содействие в создании указанной системы.

В силу пунктов 2.9, 2.10 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденного распоряжением Правительства Москвы от 04.06.2014 № 270-РП, к задачам данного коллегиального рабочего органа Правительства Москвы относятся:

- разработка рекомендаций по вопросам формирования карты рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ключевых показателей эффективности организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;

- рассмотрение информации об эффективности организации и функционирования в органах исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации для подготовки доклада об организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

На основании пункта 4.3(1) Положения о Главном контрольном управлении города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП, Главное контрольное управление города Москвы (далее – Главконтроль) осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы по созданию систем внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Приказами Главконтроля от 14.02.2019 №№ 8, 9 утверждены Методические рекомендации по созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – Методические рекомендации), Типовое положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти города Москвы.

Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, определен Экспертный совет при Штабе по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве.

Приказом управы района Капотня города Москвы от 25.02.2019 № 8 утверждено Положение «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в управе района Капотня города Москвы».

Функции уполномоченного должностного лица, обеспечивающего непосредственную организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в управе района Капотня города Москвы, возложены на заместителя главы управы по вопросам экономики, торговли и услуг Келейникова Андрея Андреевича.

Уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы совместно с юридическим отделом управы осуществлен комплекс мероприятий по выявлению рисков нарушения антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы, а именно:

а) проведен анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности управы района Капотня города Москвы за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) проведен анализ правовых актов управы района Капотня города Москвы;

в) проведен анализ проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы;

г) на постоянной основе проводится мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;

д) систематически проводится оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 8.2 Методических рекомендаций коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пунктам 8.3, 9.5 Методических рекомендаций доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:

1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;

4) о проведении ознакомления сотрудников органа исполнительной власти города Москвы с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.

1. О результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства представлена в разделе II доклада в виде аналитической справки (пункт 4.2 Методических рекомендаций).

При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы проведена оценка таких рисков с учетом следующих показателей:

а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности управы района Капотня города Москвы;

б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;

г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.

Выявленные риски нарушения антимонопольного законодательства распределены уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) по уровням согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям, а также отражены в карте рисков нарушения антимонопольного законодательства (с описанием рисков, включающим оценку причин и условий возникновения рисков).

Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждена главой управы района Капотня города Москвы и размещена на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 01.04.2019.

2. Об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Мероприятия по внедрению антимонопольного комплаенса органами исполнительной власти реализуются с февраля 2019 года. Следовательно, утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства на отчетный период не представлялось возможным по следующим обстоятельствам:

а) необходимость комплексной оценки и анализа уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) всей деятельности управы района Капотня города Москвы на предмет возможных рисков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, за периоды, предшествующие дате начала организации антимонопольного комплаенса;

б) необходимость организации процесса взаимодействия структурным подразделением (должностным лицом) с иными структурными подразделениями управы района Капотня города Москвы в целях установления фактов выявления антимонопольным органом нарушений антимонопольного законодательства в предшествующие годы;

в) необходимость установления причин и условий возникновения в деятельности управы района Капотня города Москвы рисков нарушения антимонопольного законодательства, а также выработки по результатам анализа таких причин комплекса мер, направленных на минимизацию и устранение указанных рисков.

Весь комплекс указанных мероприятий проведен управой района Капотня города Москвы в течение отчетного 2019 года. Согласно требованиям Методических рекомендаций проект плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства по итогам реализованных мер в 2019 году подготовлен не позднее 15.02.2020.

3. О достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса (далее – КПЭ) утверждены главой управы района Капотня города Москвы для управы района Капотня города Москвы в целом и для должностного лица).

КПЭ для управы района Капотня города Москвы в целом являются:

1) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы (по сравнению с 2017 годом), который рассчитывается по формуле:

КСН =

КН 2017

, где

КН оп

КСН – коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы по сравнению с 2017 годом;

КН 2017 – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы в 2017 году;

КН оп – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы в отчетном периоде.

При этом при расчете данного коэффициента под нарушением антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы понимаются:

- возбужденные антимонопольным органом в отношении управы района Капотня города Москвы антимонопольные дела;

- выданные антимонопольным органом управы района Капотня города Москвы предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;

- направленные антимонопольным органом управы района Капотня города Москвы предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Значение данного коэффициента по итогам 2019 года равняется 0:

КСН =

КН 2017

=

0

= 0

КН оп

0

Таким образом, учитывая, что в 2017 и в отчетном годах отсутствуют выявленные нарушения антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы, значение данного коэффициента по итогам 2019 года характеризует деятельность органа как соответствующую требованиям антимонопольного законодательства.

2) доля проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, которая рассчитывается по формуле:

Д ппа =

К ппа

, где

К оп

Д ппа – доля проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

К ппа – количество проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых данным органом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);

К оп – количество правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).

Значение данного показателя по итогам 2019 года равняется 0:

Д ппа =

К ппа

=

0

= 0

К оп

0

Таким образом, значение данного показателя свидетельствует об эффективном проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) в 2019 году мероприятий по анализу проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы на предмет выявления заложенных в них рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, факт отсутствия проектов правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, в сочетании с невыявлением антимонопольным органом в отчетном периоде правовых актов, содержащих нарушения антимонопольного законодательства, отражает высокую эффективность взаимодействия уполномоченного должностного лица с сотрудниками управы района Капотня города Москвы, принимающими участие в подготовке проектов правовых актов, по вопросам анализа и мониторинга практики применения антимонопольного законодательства в соответствующей сфере деятельности.

3) доля правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, которая рассчитывается по формуле:

Д па =

К па

, где

К оп

Д па – доля правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

К па – количество правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых данным органом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);

К оп – количество правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).

Значение данного показателя по итогам 2019 года равняется 0:

Д па =

К па

=

0

= 0

К оп

0

Таким образом, значение данного показателя свидетельствует об эффективном проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) в 2019 году мероприятий по анализу правовых актов управы района Капотня города Москвы на предмет выявления заложенных в них рисков нарушения антимонопольного законодательства.

КПЭ для уполномоченного должностного лица является доля сотрудников управы района Капотня города Москвы, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, которая рассчитывается по формуле:

ДС о =

КС о

, где

КС общ

ДС о – доля сотрудников управы района Капотня города Москвы, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

КС о – количество сотрудников управы района Капотня города Москвы, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

КС общ – общее количество сотрудников управы района Капотня города Москвы, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.

Значение данного показателя по итогам 2019 года равняется 1.

ДС о =

КС о

=

6

= 1

КС общ

6

Таким образом, в 2019 году в отношении всех сотрудников управы района Капотня города Москвы, чьи должностные обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, что свидетельствует об эффективной профилактике нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности управы района Капотня города Москвы в отчетном году.

4. О проведении ознакомления сотрудников органа исполнительной власти города Москвы с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.

Все сотрудники управы района Капотня города Москвы ознакомлены с Положением о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в управе района Капотня города Москвы.

Главконтролем совместно с Федеральной антимонопольной службой и Управлением Федеральной антимонопольной службы по городу Москве проведены следующие обучающие мероприятия для сотрудников органов исполнительной власти города Москвы:

- 21.02.2019 – заседание Межведомственной комиссии по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Москвы (рассмотрен вопрос создания системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства органами исполнительной власти города Москвы (антимонопольного копмлаенса);

- 27.03.2019 – семинар для сотрудников органов исполнительной власти города Москвы по вопросу внедрения антимонопольного комплаенса органами исполнительной власти города Москвы, на котором рассмотрены следующие вопросы:

- о системе антимонопольного комплаенса;

- анализ нарушений органами власти антимонопольного законодательства;

- организация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

- разработка карты рисков, «дорожной карты» в рамках внедрения антимонопольного комплаенса;

- показатели эффективности организации антимонопольного комплаенса.

Кроме того, в период с 28.10.2019 по 30.10.2019 на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы проведен курс повышения квалификации «Антимонопольный комплаенс». Рассмотрены два блока вопросов: организация антимонопольного комплаенса в субъекте Российской Федерации; практические аспекты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Обучение прошел представитель от управы района Капотня города Москвы – главный специалист отдела бухгалтерского учета, организации и проведения конкурсов и аукционов Рязанова Ольга Николаевна.

После успешного освоения образовательной программы и получения соответствующих удостоверений данное лицо провело обучающие мероприятия в отношении всех сотрудников управы района Капотня города, чьи должностные обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, с фиксацией результата прохождения обучения каждым сотрудником (как правило, в форме выполнения тестовых заданий).

II. Информация о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства (аналитическая справка).

1. При проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности управы района Капотня города Москвы проведен сбор в структурных подразделениях управы района Капотня города Москвы сведений о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства и результатах рассмотрения материалов, содержащих информацию об указанных нарушениях.

За период 2017-2019 годов нарушения антимонопольного законодательства (предостережения, предупреждения, штрафы, жалобы, возбужденные антимонопольные дела) со стороны управы района Капотня города Москвы не выявлены.

2. При проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы анализа правовых актов управы района Капотня реализованы следующие мероприятия:

а) не позднее мая 2019 года разработан и размещен на официальном сайте управы района Капотня города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» исчерпывающий перечень правовых актов управы района Капотня города Москвы (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;

б) не позднее мая 2019 года на официальном сайте управы района Капотня города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

в) в период с мая по август 2019 года осуществлен сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

г) не позднее сентября 2019 года главой управы района Капотня города Москвы представлен сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в правовые акты управы района Капотня города Москвы.

За указанный период времени замечания и предложения организаций и граждан по перечню актов не поступали. В связи с отсутствием указанных замечаний и предложений решения управы района Капотня города Москвы о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в правовые акты не принимались.

3. В связи с тем, что в управе района Капотня города Москвы отсутствуют предусмотренные Методическими рекомендациями проекты правовых актов, по которым необходимо осуществление сбора замечаний и предложений организаций и граждан, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» соответствующие документы за отчетный период не размещались.

4. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы реализованы следующие мероприятия:

а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в структурных подразделениях управы района Капотня города Москвы;

б) по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, сделаны следующие выводы об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в управе района Капотня города Москвы.

Антимонопольным органом в 2019 году в отношении управы района Капотня города Москвы не выявлено нарушений антимонопольного законодательства. Таким образом, своевременный и оперативный мониторинг правоприменительной практики позволил обеспечить соответствие деятельности управы района Капотня города Москвы требованиям антимонопольного законодательства.

Деятельность управы района Капотня города Москвы полностью соответствует правоприменительной практике антимонопольного органа.

III. Выводы по результатам проведенного анализа

При формировании карты рисков нарушения антимонопольного законодательства учтена специфика деятельности управы района Капотня города Москвы.

При этом выявление максимального количества рисков в деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти является важнейшей задачей каждого органа исполнительной власти, так как риск – это лишь вероятность наступления неблагоприятных последствий, и своевременное принятие мер по минимизации рисков обеспечит эффективное функционирование органа исполнительной власти, принятие актов и решений, согласующихся как с обязанностью реализации государственно-властных полномочий, так и с обеспечением общественных потребностей.

В целях снижения вероятности наступления и/или минимизации последствий рисков нарушения антимонопольного законодательства утвержден план мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с разделом VI Методических рекомендаций, содержащей в разрезе каждого риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.

Глава управы района Капотня  города Москвы                     П.О. Горбатов

управа Капотня-скан карта рисков и приказ об утв._page-0001.jpg

управа Капотня-скан карта рисков и приказ об утв._page-0002.jpg

Уведомление

О начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан в отношении перечня правовых актов управы района Капотня города Москвы.

Настоящим управа района Капотня города Москвы уведомляет о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан в отношении правовых актов управы, обладающих признаками нормативного правового акта на предмет соответствия их антимонопольному законодательству, а именно:

Положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства

В рамках проведения сбора замечаний и предложений любые заинтересованные лица могут направить свои замечания и предложения

- по адресу управы района Капотня города Москвы : 09429, Москва, Капотня, 2-ой квартал, дом 7

- по адресу электронной почты: Uprava-Kapotnya@mos.ru

Типовая форма для замечаний и предложений