Портал правительства Москвы

Правотворческая деятельность прокуратуры

Конституция РФ 1993 г. в ч. 1 ст. 104 содержит исчерпывающий перечень субъектов права законодательной инициативы, в который органы прокуратуры не включены. Однако, действующее российское законодательство предусматривает возможность участия прокуроров в правотворческой деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности (ч. 4 ст. 1). Закон также закрепляет за прокурором возможность вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9). Формы участия прокурора в правотворческой деятельности различны: внесение соответствующих предложений; выступление на заседаниях; участие в рабочих группах для разработки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Также в ст. 7 закона «О прокуратуре РФ» закреплено полномочие прокурора - участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления путем выступлений на заседаниях, дача заключений и разъяснений действующего законодательства. Практически все субъекты Федерации в своих конституциях, уставах относят к числу субъектов, обладающих правом законодательной инициативы прокуроров субъектов Федерации. Также в Уставе города Москвы за прокуратурой закреплено право законодательной инициативы (ст. 52), в которой говорится, что органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, принимают меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности. В законе полномочия прокуратуры сформулированы как надзорные. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, за соответствием Конституции РФ, федеральному законодательству издаваемых ими правовых актов. В ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», «Федерального закона «О противодействии коррупции», федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплено за органами прокуратуры проведение антикоррупционной экспертизы НПА. Антикоррупционная экспертиза - это составная часть надзорного процесса в рамках прокурорского надзора, а именно надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Таким образом, действующее законодательство предполагает обеспечение поступления в органы прокуратуры всех разрабатываемых в муниципалитетах проектов нормативных правовых актов. Прокуратура, проверяя проекты НПА, таким образом, осуществляет профилактику возможных негативных последствий от принятия противоречащих действующему законодательству правовых актов. Старший помощник прокурора Е.В.Титаренко
Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter