RSS

Федеральный государственный пожарный надзор отмечает 90-ю годовщину

09:40 06.04.2017

символ гпн.jpgФедеральный государственный пожарный надзор имеет почти вековую историю. За это время усилиями работников надзорных органов предотвращено огромное число пожаров и человеческих жертв. Все это является показателем самоотверженной, бескорыстной работы людей, посвятивших свою жизнь служению обществу и государству. Вместе с этим, важнейшим фактором обеспечения пожарной безопасности всегда была и остается по сей день - профилактика пожаров и чрезвычайных ситуаций, проведение объективного дознания по произошедшим пожарам. Сегодня, обязанность по решению данных задач возложена на Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по городу Москве.

Началом развития государственного пожарного надзора считается утвержденное 18 июля 1927 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Положение об органах государственного пожарного надзора», на которые Правительство республики возложило разработку общегосударственных и местных планов противопожарных мероприятий, направленных на предупреждение и тушение пожаров, а также осуществление контроля за состоянием пожарной охраны городов и важных объектов народного хозяйства.

С этой даты профилактическая служба Управления пожарной охраны Москвы получает официальный статус государственного надзорного органа, наделённого правами контроля за состоянием пожарной безопасности промышленных предприятий, организаций, учреждений и жилых домов. Через некоторое время инспекторов обязали проводить дознания по делам о пожарах, вплоть до передачи их в суд.

Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Но «Положение» 1927 года — первый документ, давший начало развитию уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья граждан, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашего государства.

В годы индустриализации основной деятельностью Управления пожарной охраны Москвы становится нормативно-техническая работа. В квалифицированной пожарной экспертизе особенно нуждались такие крупные стройки, как заводы им. М.В. Фрунзе, «Динамо», «Шарикоподшипник», «Калибр», Дорогомиловский химкомбинат, метрополитен и др. По учётным данным отдела профилактики Управления пожарной охраны, за годы первых пятилеток было составлено около 13 тыс. экспертных заключений постройкам.

В июле 1934 года был создан общесоюзный Комиссариат внутренних дел, в штат которого вошло Главное управление пожарной охраны (ГУПО). К его функциям относится руководство пожарной охраны страны. Управления и отделы пожарной охраны автономных республик, краёв, областей, Москвы и Ленинграда стали структурной частью НКВД-УНКВД.

С образованием ГУПО деятельность пожарной охраны стала носить сугубо централизованный характер. Главное управление занималось разработкой уставов, наставлений, инструкций, методических пособий, обязательных в аппаратах и частях пожарной охраны. В централизованном порядке были организованы производство и поставка для УПО-ОПО пожарной техники, подготовка кадров пожарных специалистов, переподготовка руководящего звена пожарной охраны, проведение научно-исследовательских работ в области пожарной безопасности.

В Московскую пожарную охрану пришли первые инженеры пожарного дела — выпускники факультета противопожарной обороны при Ленинградском институте коммунального хозяйства. В соответствии с постановлением СНК СССР от 17 августа 1935 г. № 450 во всех высших технических учебных заведениях Москвы в учебные планы технических и строительных специальностей вводится преподавание противопожарной безопасности в объёме 30—40 часов.

Уже с 1935 года Отдел пожарной профилактики Управления пожарной охраны Москвы активно включился в работу по оказанию профилактической помощи высшим учебным заведениям в разработке и корректировке учебных программ, методических пособий, оборудовании учебных кабинетов, подборе преподавательского состава, консультативной помощи преподавателям по курсу пожарной безопасности.

В 30-е годы было принято два документа, оказавших большое влияние на профилактику пожаров в масштабе страны и конкретно в Москве.

Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля1936 г. № 52/654 значительно расширило функции и права ГУПО НКВД и его местных органов, определило методы их работы по предупреждению пожаров в городе и сельской местности. Указанное постановление действовало до 1977 года, когда вышло новое Положение о Государственном пожарном надзоре. В 1939 году выходит стандарт (90015-39), регламентирующий требования пожарной безопасности в области строительства. Именно он и явился основой всей профилактической работы. Контроль за строящимися и реконструируемыми объектами, а также согласование проектной документации в части выполнения требований стандарта становятся неотъемлемой частью пожарной охраны.

В 70-х годах прошлого века органы ГПН Москвы структурно вошли в состав районных управлений внутренних дел. В их составе они действовали до начала 90-х годов. В связи с изменениями в административно-территориальном делении Москвы вначале 90-х годов органы ГПН вошли в состав вновь созданных управлений внутренних дел административных округов. С середины 90-х годов территориальные органы ГПН функционировали в составе управлений Государственной противопожарной службы административных округов.

Во второй половине 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Многие промышленные предприятия прекращают работу, страну поглотил инфляционный процесс. Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности.

Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 г. преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчёт времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.

Управление государственного пожарного надзора Главного управления ГОЧС Москвы было создано директивой МЧС России от 24 сентября 2003 г. № 31-23-21. Тогда же территориальные органы ГПН вошли в структуру управлений ГОЧС административных округов. Важнейшей вехой на пути становления надзорных органов в системе МЧС России стало постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. «О Государственном пожарном надзоре».

В связи с проведённой реорганизацией и созданием территориальных органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации Управление ГПН с 1 января 2005 г. функционирует в составе Главного управления МЧС России по г. Москве, а территориальные органы ГПН — в составе управлений по административным округам. В 2008 году для реализации концепции единых надзоров МЧС России в состав Управления ГПН был включён отдел государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

13 февраля 2012 г. был издан приказ главных управлений МЧС и МВД по г. Москве, который позволил планировать и осуществлять совместную работу по профилактике пожаров в жилом секторе, на объектах с массовым пребыванием людей и при проведении фейерверков, взаимно обмениваться информацией, изымать контрафактную продукцию, проводить совместные учения и тренировки, взаимодействовать при проведении проверок по фактам пожаров, дознанию, совместной работе на пожарах.

12 апреля 2012 г. председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин подписал постановление Правительства РФ № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», утвердившим новое «Положение» и предельную численность сотрудников. А уже 25 апреля постановлением Правительства РФ № 390 впервые были утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Основными задачами надзорных органов МЧС России в современное время являются защита жизни и здоровья граждан, их имущества от пожаров; профилактика пожаров посредством пропаганды пожарно-технических знаний среди населения; проведение проверок деятельности организаций и граждан, используемых ими объектов; ведение производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности; взаимодействие с исполнительной властью и иными контролирующими органами по вопросам обеспечения пожарной безопасности; ведение статистики по пожарам и их последствиям.

В настоящее время, в состав Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве входят9 отделов (отделений): надзора в области пожарной безопасности, контроля за правоприменительной деятельностью, дознания и государственной статистики пожаров, надзора на особо важных и пожароопасных объектах; организации работы с документами; надзора на транспорте; нормативно-технический; лицензионного контроля; надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Общее руководство надзорными органами Москвы осуществляет заместитель начальника Главного управления — начальник Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве (заместитель главного государственного инспектора города Москвы по пожарному надзору) полковник внутренней службы Лысиков Сергей Алексеевич.

В состав руководства также входят его три заместителя по направлениям деятельности: полковники внутренней службы Боровлев Дмитрий Викторович, Бобров Александр Борисович, Колесников Дмитрий Васильевич.

На территориях административных округов Москвы функционируют 35 региональных отделов надзорной деятельности и профилактической работы (РОНПР), подчинённых в оперативном отношении главному государственному инспектору города Москвы по пожарному надзору.

Несмотря на столь бурное развитие столичного региона и оптимизацию штатной численности, проводимая органами федерального государственного пожарного надзора (далее — ФГПН) работа, позволила добиться значительных результатов в снижении пожаров и гибели людей.

Развиваясь на протяжении длительного периода, накапливая опыт и изучая причины возникновения пожаров и способы их предупреждения, ФГПНМЧС России сегодня стал мощным и результативным инструментом предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня. В настоящее время в области обеспечения пожарной безопасности последовательно проводится работа по совершенствованию этой функции. Основная цель проводимых реформ — создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе возникновения пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.

С учётом поставленных МЧС России задач по смещению акцентов служебной деятельности в сторону проведения пожарно-профилактической работы её организация в надзорных органах Главного управления МЧС России по г. Москве существенным образом переориентирована.

Основными её направлениями являются: адресная и массовая пропаганда пожарно-технических знаний; поквартирные обходы мест проживания неблагополучных в социальном отношении семей и представителей «группы риска» и их соседей, а также непосредственная работа с сотрудниками жилищных организаций, социальных служб, старшими по домам и подъездам; патрулирование лесопарковых зон и других открытых территорий в весенне-летний пожароопасный период; работа в специализированных противопожарных нарядах по обеспечению безопасности массовых общественно-политических, религиозных, культурных и спортивных мероприятий. На постоянной основе при проверках проводятся мероприятия по отработке эвакуации, принимается участие совместно с местными органами власти во встречах с населением, организуются совместно с добровольными пожарными мероприятия с детьми и подростками и многое другое.

Совместно со службами Главного управления МЧС России по г. Москве разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы оперативного реагирования и взаимодействия различных видов городской пожарной охраны, в том числе и в области профилактики пожаров.

Значительная работа проводится по формированию противопожарной культуры, закреплению у москвичей навыков пожаробезопасного поведения, повышению уровня их информированности в области пожарной безопасности. Для оперативного доведения до москвичей информации о состоянии пожарной безопасности в зонах ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций работа с прессой организовывается там же, непосредственно на местах. Регулярно подготавливается информация о мерах пожарной безопасности с последующей её передачей в информационные агентства, редакции газет. На постоянной основе организуются выступления на радио и телевидении.

Разработаны и заключены соглашения о взаимодействии с контрольными и надзорными органами, действующими на территории Москвы: Объединением административно-технических инспекций, Государственной жилищной инспекцией, Территориальным управлением Роспотребнадзора, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, Территориальным управлением Росимущества и др.

Кроме того, заключены соглашения о сотрудничестве в области координации контрольной деятельности с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы (им предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня пожарной безопасности на объектах контроля, устранение избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательства и повышение авторитета органов ФГПН) и Московским отделением Всероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» (в рамках данного соглашения на все рассмотрения материалов административных дел в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства приглашаются эксперты «ОПОРЫ РОССИИ»).

С целью дальнейшего обеспечения прозрачности надзорной деятельности в сентябре 2014 года подписано Соглашение о взаимодействии в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах между Главным управления МЧС России по г. Москве и Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Малый бизнес Москвы», а в октябре 2014 года — Соглашение о взаимодействии между Главным управления МЧС России по г. Москве и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в г. Москве Вышегородцевым М.М.

В настоящее время по инициативе МЧС России, одобренной Президентом Российской Федерации, активно проводится работа по внедрению системы независимой оценки рисков, которая получила название «аудит безопасности». Аудит безопасности позволит совместными усилиями государства, общественности и бизнеса качественно улучшить защищённость граждан от пожаров и чрезвычайных ситуаций, снизит административное давление на объекты предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора и существенно сузит поле для коррупции в этой сфере деятельности. При этом, в соответствии с указанием Президента Российской Федерации Путина В.В., а также принятым впоследствии Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ, в настоящее время не планируются и не проводятся проверки в отношении субъектов малого бизнеса (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), что призвано снизить административную нагрузку.

И конечно, стоит отметить, что в деле предотвращения пожаров и чрезвычайных ситуаций, немаловажное значение имеет непосредственное участие граждан, их культура поведения, соблюдение установленных правил безопасности в быту и общественных местах. Только развивая осознание необходимости участия в общественной жизни, тесного взаимодействия с органами государственного пожарного надзора и со всеми институтами гражданского общества, нам удастся и в будущем добиться положительных результатов в предотвращении пожаров и их негативных последствий.

Теги: МЧС

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати